ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Заседания Президиума

Первый Всероссийский съезд работников медицинской промышленности

Делегаты съезда
Постановление съезда о ВРОС МП
Постановление Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности
Решение Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности
Состав Совета ВРОС МП
Перечень общественных организаций - участников съезда
ПЛАН

Постановление Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности

Москва,
19 декабря 2006 г.

Обсудив состояние отечественной медицинской промышленности, и уровень ее участия в обеспечении населения и органов здравоохранения страны лекарствами, изделиями и техникой медицинского назначения, участники съезда отмечают:

Через национальный проект «Здоровье», Правительство РФ особое внимание первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, оснащению лечебных учреждений диагностической и лечебной аппаратурой. На реализацию проекта выделяются значительные средства и их эффективность во многом будет зависеть от уровня развития отечественной медицинской промышленности.

Сегодня производством медицинской продукции в стране занято около 2 000 предприятий, которые удовлетворяют потребности здравоохранения в лекарствах массового спроса, средствах диагностики и иммунобиологических препаратах, медицинском инструменте, наркозно-дыхательной и рентгеновской аппаратуре более чем на 60%.

Отечественные образцы из наиболее массовой группы медицинской техники (средства функциональной диагностики, жизнеобеспечения, реанимации, хирургии и терапии), в основном соответствуют требованиям практического здравоохранения. Физиотерапевтическая аппаратура и медицинский инструмент выпускается на уровне лучших мировых образцов и могут полностью удовлетворить потребности здравоохранения.

Вместе с тем необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения, как одного из приоритетов социально-экономической политики государства, требует более динамичного развития отрасли, так как значительная часть медикаментов, изделий и техники медицинского назначения отечественного производства пока еще не может конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Не соответствуют мировому уровню средства топической диагностики и лабораторной техники. Из-за отсутствия испытательных лабораторий, аккредитованных в системе международной сертификации, сдерживаются поставки медицинской техники за рубеж. Низко доходную нишу на рынке занимает и отечественная фарминдустрия. Это, как правило, недорогие препараты, пользующиеся большим спросом, но их доля в стоимостном исчислении невелика. Расширение же номенклатуры за счет современных эффективных препаратов идет медленно. Кроме того, большая часть лекарственных средств изготавливается из импортных субстанций. Еще в начале 90-х годов из 394 препаратов, входящих в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарств, 153 производилось из отечественных субстанций. В частности, промышленность антибиотиков занимала второе место в мире по объему производства. Ее продукция поставлялась в более чем 40 стран мира.

Сегодня практически вся она работает на импортном сырье, что стало решающим фактором снижения ее конкурентоспособности. Медленно внедряются новые продукты и технологии. В 2001 году была ликвидирована.

Федеральная целевая программа «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года», что не позволило выполнить ряд оригинальных разработок и мероприятий по реконструкции предприятий и внедрению импортозамещающей продукции. В результате в отрасли низкими темпами осуществляется переход предприятий на работу в условиях GMP. С отставанием проводятся исследования по созданию технических регламентов и гармонизации российских и международных документов, определяющих требования к качеству и безопасности лекарств и медицинской техники.

Недостаточное внимание государства к отрасли, ориентирование на импорт, создание административных барьеров при регистрации и постановке на производство новой продукции снизили инвестиционную активность, а также заинтересованность банков в долгосрочном кредитовании капитальных проектов развития медицинской промышленности. По прогнозам специалистов, рынок медицинской продукции страны в ближайшие три года увеличится в два раза и достигнет уровня 400-450 млрд. рублей. Если не изменить создавшееся положение, затраты государства на импорт медикаментов и медицинских изделий возрастут до 300 млрд. рублей. Эти средства, даже если их удастся изыскать, в основном пойдут на развитие зарубежной индустрии, создание там рабочих мест в ущерб экономической безопасности страны. Кроме того, из-за утраты значительной части рынка государство недополучит в виде налогов значительные средства. Сумма финансовых потерь составит ориентировочно 50-60 млрд. рублей в год и будет расти пропорционально темпам роста рынка.

Оценивая сложившуюся ситуацию и сознавая свою ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, участники съезда считают необходимым усилить работу по консолидации предприятий медицинской промышленности на разработку стратегии развития отрасли и выработке конкретных мероприятий для ее реализации во взаимодействии с государственными структурами. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на:

  1. Повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет модернизации предприятий.
  2. Формировании цивилизованного рынка лекарств и медицинских изделий.
  3. Повышении инвестиционной привлекательности предприятий.
  4. Развитии сырьевой базы.
  5. Организации производства субстанций.
  6. Организации производства современного оборудования
  7. Стимулировании экспорта.
  8. Организации подготовки кадров.
  9. Совершенствовании законодательства в области регулирования обращения медицинской продукции.

Съезд постановляет:

1. Одобрить, в целом План мероприятий по развитию медицинской промышленности Российской Федерации на 2007-2011 годы (Прилагается).

2. Утвердить Хартию работников медицинской промышленности Российской Федерации (Прилагается).

3. Просить Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство образования и науки РФ создать межведомственную рабочую группу с участием членов Всероссийского общественного совета медицинской промышленности для подготовки, на основе материалов съезда, проекта решения совместного заседания коллегий. Рабочей группе в первом квартале 2007 года подготовить доклад в Правительство РФ с обоснованием комплекса мер по поддержке отечественной медицинской промышленности.

4. Обратиться от имени съезда в Правительство РФ с предложением подготовки и утверждения Концепции государственной политики по развитию медицинской промышленности РФ.

5. Рекомендовать Федеральным и региональным ассоциациям принять участие в Союзе ассоциаций предприятий медицинской промышленности (г.Москва).