ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Для обсуждения

БАЗОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по основным направлениям реформирования
системы здравоохранения

1. Без объективной информации невозможно эффективное управление любой системой, в том числе системой здравоохранения. Правительство, как исполнительный орган государственной власти, не может через госстатистику, подчиненную ему, объективно оценивать собственную деятельность. Требуется создание независимой от Правительства системы сбора, обработки, анализа и контроля объективности статистической информации.
Предлагается: сбор, обработку, анализ и контроль объективности статистической информации возложить на Счетную Палату (орган Федерального собрания РФ), путем дополнения Федерального Закона «О Счетной палате РФ».

2. Человек – венец природы и главный капитал государства. За его духовное и физическое здоровье должен отвечать и отчитываться Президент и руководители субъектов Федерации.
Предлагается: ежегодно на расширенном заседании Госсовета рассматривать доклад Президента РФ «О состоянии духовного и физического здоровья нации» с принятием решений обязательных для всех уровней Государственной власти РФ.

3. Без введения интегрированного показателя (индекс здоровья нации) невозможно объективно оценивать эффективность деятельности должностных лиц, ответственных за состояние здоровья нации и, соответственно, реализовать качественную кадровую политику.
Предлагается: ввести интегрированные показатели оценки эффективности системы здравоохранения:

4. Организация комплексной структуры, ответственной за динамику изменения индекса здоровья нации, позволит индивидуализировать ответственность и исключить возможность уходить от ответственности, ссылаясь на другие органы государственной власти.
Предлагается: ускорить разработку концепции и утверждение нормативной базы по формированию Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, целью которой, как комплексной структуры, должно являться динамичное повышение уровня здоровья и продолжительности жизни населения.

5. Необходимо создать экономический механизм переориентации системы здравоохранения от лечения к профилактике заболеваний.
Предлагается: в Федеральном бюджете выделить в разделе «Здравоохранения» в том числе:

При этом необходимо постепенное приведение данных направлений медицины к следующему соотношению:

6. Демонополизация системы здравоохранения позволит «низам» самостоятельно определять как лечить и чем лечить, на основе научных и практических разработок «верхов», а также Госреестра лекарственных средств, Госреестра биодобавок, Госреестра изделий медицинского назначения и Формулярной системы РФ.
Предлагается: изменить в национальном проекте «Здоровье» вектор деятельности от «сверху вниз» на «снизу вверх», т.е. создать систему, при которой спрос создают «низы». При этом исключится зачастую коррупционное навязывание «низам» то, что для них не актуально. Требуется пересмотр (инвентаризация) формулярной системы, которая за последние 15 лет значительно расширилась за счет рыночных «наростов».

7. Без изменения вектора системы ценообразования, невозможно остановить необоснованное увеличение стоимости медицинских услуг и вымывание дешевого ассортимента препаратов.
Предлагается: ввести дифференцированную регрессивную шкалу торговых наценок на препараты (чем выше цена производителя, тем ниже ( в %) размер торговой наценки). Калькуляция стоимости коммерческих медицинских услуг в обязательном порядке должна проходить утверждение в региональной структуре Федеральной службы по тарифам.

8. Необходимо остановить процесс увеличения лечебно-профилактическими учреждениями удельного веса коммерческих услуг.
Предлагается: установить стоимостное соотношение между бесплатным обслуживанием по утвержденным стандартам лечения и коммерческими услугами в соотношении 75:25 (%).

9. Без собственной медицинской промышленности невозможно обеспечить эффективное расходование средств, направленных на здравоохранение, а также сохранить высокую безопасность страны.
Предлагается: принять Федеральную комплексную программу по развитию медицинской промышленности.

10. Требуется реализовать демократическую процедуру устранения коррупционеров в системе здравоохранения «сверху - вниз».
Предлагается: ввести выборы руководителей системы здравоохранения «снизу» до «верху» с подключением институтов гражданского общества. На рассмотрение трудовых коллективов ЛПУ выдвигать не менее 4 кандидатур руководителей, а на следующем этапе выборы руководителей здравоохранения субъектов Федерации осуществлять на региональных конференциях руководителей ЛПУ из не менее 4 кандидатур, выдвигаемых пропорционально (по 2 кандидатуры) от институтов гражданского общества и руководителей регионов.

11. Главным тормозом социально-экономического развития РФ является неоптимальная система управления, которая создает спрос на увеличение количества чиновников (увеличение за последние 5 лет составило 36%) и, соответственно, затрат на управление.
Предлагается: разработать концепцию и организационно-экономическую модель общественно-государственной системы «Россия», базирующуюся на Законах всеобщего развития и на этой основе провести системную поэтапную реформу управления.