ПРОЕКТ
г. Москва
27 мая 2008 г.
Обсудив состояние отечественной медицинской промышленности, ее роли в обеспечении населения Российской Федерации лекарствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, делегаты и участники съезда отмечают, что в последнее время наметились некоторые положительные тенденции в развитии отрасли.
Разработанный по поручению Первого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности «План мероприятий по развитию медицинской промышленности России на 2007-2011 годы» был обсужден на парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, на совместном заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ и Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности РСПП, на круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ и на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ, где получил полную поддержку.
Отраженные в плане предложения вошли в состав комплекса мер по развитию отрасли, представленного в Правительство РФ Межведомственной рабочей группой, созданной по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ.
В составе комиссии по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года создана рабочая группа по подготовке предложений для определения материально-технической базы здравоохранения и развитию медицинской промышленности под руководством заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова. 5 февраля 2008 года предложения о перспективах развития производства медицинской техники и изделий медицинского назначения были рассмотрены на совещании у Д.А. Медведева в Екатеринбурге. 9 февраля 2008 года на оперативном совещании Совета Безопасности РФ под председательством В.В. Путина был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил РФ лекарственными средствами отечественного производства. Правительству РФ поручено до 1 октября т.г. принять установленным порядком стратегию развития отрасли. Ряд представленных Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности, принят Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ и находится в стадии решения. В частности, в целях усиления координации работ создан Департамент, в ведении которого находится медицинская промышленность. В Росздравнадзоре начаты работы по пересмотру порядка регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Однако кардинальных решений для улучшения дел в отрасли не принято, что оказывает существенное влияние на обеспечение граждан и медицинских учреждений современными, эффективными и безопасными лекарствами и медицинскими изделиями. Существующие планы развития отечественной промышленности не могут обеспечить потребности российского здравоохранения и независимость страны от импорта медицинской продукции. К 2008 году доля доля отечественной медицинской продукции на российском рынке сократилась до 20-25%, а доля лекарственных средств в системе ДЛО – до 10%. Из Закупленной в 2007 году медицинской техники в рамках национального проекта «Здоровье» для оснащения лечебных учреждений муниципального звена доля продукции отечественного производства составила:
И это несмотря на то, что массовая замена отечественной аппаратуры на импортную уже привела к значительным трудностям в сфере технического обслуживания, зависимости от расходных материалов и запасных частей, что способствует неоправданно высоким затратам валютных средств и неэффективному использованию бюджетных средств на их приобретение.
Тревожная ситуация сложилась и в обеспечении фармацевтических предприятий сырьем. Более 85% готовых лекарственных форм изготавливается из импортных субстанций. Не исключается перспектива полной зависимости страны от импорта медицинской продукции, в результате чего государство может оказаться неспособным эффективно решать вопросы охраны здоровья населения и личного состава Вооруженных Сил, а также мобилизационной готовности страны.
Такое положение стало следствием:
Такое отношение к отрасли со стороны государства приводит к неэффективному использованию средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации приводит к остановке некогда уникальных производств (субстанций, шприцев однократного применения, очковой оптики, медицинского инструмента и других) и, как следствие, отражается на способности власти решать проблемы здравоохранения.
В связи с этим напрашивается вывод:
Обеспечение здравоохранения и населения России лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения находится в прямой зависимости от уровня развития и состояния отечественной медицинской промышленности.
С учетом изложенного также представляется необходимым объединение усилий всех участников сферы обращения медицинской продукции для создания современного научно-производственного комплекса, способного производить лекарственные средства, изделия и технику медицинского назначения надлежащего качества и в объемах, необходимых для удовлетворения потребности здравоохранения и населения России.
Съезд постановляет:
1. Президиуму Всероссийского общественного Совета медицинской промышленности (ВРОС МП) продолжить работу по консолидации членов Союза ассоциаций и предприятий отрасли на создание инновационной конкурентоспособной медицинской промышленности во взаимодействии с государственными структурами.
2. Принять за основу представленные на обсуждение участников съезда «Стратегические направления и комплекс мер по инновационному развитию медицинской промышленности РФ», разработанные рабочей группой ВРОС МП.
Президиуму ВРОС МП доработать представленный документ с учетом высказанных в ходе работы съезда замечаний и направить его в Минпромторговли РФ.
3. Просить Минпромторговли РФ вынести на заседание расширенного состава коллегии Министерства «Стратегию развития медицинской промышленности РФ на 2009-2020 годы» с участием РСПП и Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности.
4. В целях улучшения координации работ по реализации «Стратегии …» просить Минпромторговли РФ создать Межведомственных координационный Совет по проблемам медицинской промышленности с включением в него представителей профессиональных общественных организаций.
5. Принять за основу проект «Изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах», разработанный рабочей группой при Минпромторговли РФ и ВРОС МП. Президиуму ВРОС МП доработать проект с учетом высказанных на съезде замечаний и представить в Минздравсоцразвития РФ для дальнейшего оформления и представления в Государственную Думу ФС РФ.
6. Принять за основу проект концепции закона «О медицинских изделиях», разработанный рабочей группой, сформированной Президиумом ВРОС МП. Поручить руководителю рабочей группы Нечаеву В.Н. доработать проект с учетом высказанных на съезде замечаний, представить его на обсуждение членам Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности и до 1 сентября 2008 года внести доработанный проект в Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ.
7. Поручить Президиуму ВРОС МП подготовить и внести от имени Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности проекты соглашений Союза с Минпромторговли РФ и Минздравсоцразвития РФ по объединению усилий, направленных на вывод отрасли из кризиса, обратив внимание на необходимость повышения роли общественных организаций при экспертизе нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере обращения медицинской продукции.
8. Президиуму ВРОС МП с учетом высказанных на съезде рекомендаций подготовить предложения по организации подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых разработкой и производством медицинской продукции, в том числе занятых на ремонте и техническом обслуживании медицинской техники.
9. Просить Росздравнадзор переработать административные регламенты в части, касающейся снятия административных барьеров при регистрации, сертификации и лицензирования производства лекарственных средств и медицинских изделий. Продолжить практику встреч руководства Росздравнадзора с руководителями ассоциаций по данному вопросу.
10. Принять за основу предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2003 года. Президиуму ВРОС МП доработать предложения с учетом замечаний, высказанных на съезде, и внести проект изменений в Минпромторговли РФ для дальнейшего оформления.
11. Президиуму ВРОС МП направить по результатам обсуждения на съезде проблем, стоящих перед медицинской промышленностью, обращение к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ.
12. Просить Правительство РФ рассмотреть на одном из заседаний вопрос о развитии отечественной медицинской промышленности.