ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

26.11.2013

Резолюция совместного заседания от 26 ноября 2013г.

Резолюция совместного заседания Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

«Состояние и перспективы развития одноразовых медицинских изделий»

26 ноября 2013г.
г. Москва

Обсудив состояние и перспективы развития производства одноразовых медицинских изделий, уровень удовлетворения в них потребности здравоохранения, участники совместного заседания отметили:

  1. Одноразовые медицинские изделия занимают ведущее положение в системе здравоохранения России как по номенклатуре, так и по объёму производства. В 2012 году объём российского рынка одноразовых медицинских изделий превысил 13,3 млрд. рублей и составил: по шприцам однократного применения – 2,0 млрд. руб.; по одежде медицинской и белью – 3,3 млрд. руб.; по перчаткам хирургическим – 1,5 млрд. руб.; по перевязочным материалам хирургическим – 5,0 млрд. руб.; по одноразовому инструменту – 0,5 млрд. руб.; по системам взятия и переливания крови – 1,0 млрд. руб. Кроме того, здравоохранение ежегодно потребляет разного рода одноразовых пробирок на сумму более 10 млрд рублей.

  2. Потребность здравоохранения в одноразовых медицинских изделиях в настоящее время удовлетворяется преимущественно за счет их импорта. Успешно развивается только производство одноразовой медицинской одежды, объем выпуска которой в 2012 году составил 1,7 млрд. руб. (60% рынка). 25% рынка занимают отечественные предприятия по производству шприцев. При мощности 2,3 млрд. шт. в 2012 году их произведено чуть более 600 млн. шт., на сумму 500 млн. руб. Отсутствует производство саморазрушающихся шприцев третьего поколения, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ещё в 1999 году в связи с распространением ВИЧ инфекции. За последние пять лет в три раза сократилось производство устройств для взятия и переливания крови, контейнеров для крови и комплектов для внутривенного введения растворов. При мощности в 20 млн. комплектов в 2012 году произведено около 6 млн. при потребности здравоохранения свыше 250 млн. штук. 15% рынка занимает отечественное производство одноразовых инструментов. Практически отсутствует производство одноразовых пробирок, без которых сегодня не может обойтись ни одна клинико-диагностическая лаборатория. На 100% импортными изделиями обеспечиваются потребности лечебно-профилактических учреждений в одноразовых перчатках, вакуумных пробирках и иглах для взятия крови, безопасных ланцетах. Повсеместно используются импортные одноразовые антисептические салфетки для обработки инъекционного поля (для обработки кожных покровов перед пункцией и катетеризацией, а также дезинфицирующие салфетки для гигиенической обработки рук персонала).

  3. В последние годы предприятия, занимающиеся производством одноразовых медицинских изделий, постоянно занимаются техническим перевооружением производств, в результате которого практически во всех компаниях внедрены системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 13485, многие получили сертификаты ЕС.

  4. Только за 2010-2012 годы лечебные учреждения здравоохранения затратили на импорт одноразовых медицинских изделий более 30 млрд. рублей, которые пошли на развитие зарубежных компаний, в то время как за этот же период было остановлено пять российских производств из-за невозможности конкурировать с ведущими фирмами Европы, Азии и США. Представленные для зарубежных компаний широкие возможности работать на нашем рынке не дают им стимула для локализации собственных производств. Часто зарубежные компании прибегают к методам недобросовестной конкуренции, ценовому демпингу, прописыванию в лотах аукционов блокирующих (уникальных) товаров.

  5. Наибольшее снижение объёмов выпуска продукции наблюдается в отрасли, занимающейся производством одноразовых шприцев. Только в 2011 году остановлены производства в гг. Тюмени, Костроме, Бердске и Курске. Из 30 заводов, созданных в конце 80х годов, работают только 4 (в гг. Самаре, Ельце, Луховицах и Ворсме).

  6. Основными причинами слабой конкурентоспособности отечественного производства одноразовых медицинских изделий являются:

  7. Продолжение такой политики в условиях существующего кризиса мировой экономики может привести к резкому снижению возможности государства обеспечивать учреждения здравоохранения медицинской продукцией.

В целях повышения конкурентоспособности медицинской промышленности и создания на этой основе отечественного производства одноразовых медицинских изделий в объёмах, необходимых для удовлетворения потребности в них здравоохранения, участники совещания постановляют:

  1. Поручить Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности разработать программу развития производства одноразовых медицинских изделий на период до 2020 года с учетом требований стратегии и ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020г. и дальнейшую перспективу». Программу обсудить на собраниях профессиональных профильных организаций и вынести на рассмотрение Шестого Всероссийского съезда работников медицинской промышленности и после одобрения представить в Минпромторг России и Минэкономразвития России (ответственные: Ассоциация «Росмедпром», НП МОМТ, Ассоциация «Здравмедтех» и АСКЛД).

  2. Просить Правительство Российской Федерации ускорить принятие постановления «Об особенностях осуществления закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности подготовить в Правительство РФ обращение от имени РСПП, ТПП России, Деловой России и Опоры России с обоснованием необходимости принятия данного постановления.

  3. Просить Минпромторг России сформировать перечень медицинских изделий, для которых требуется разработка (модернизация) национальных стандартов. Синхронизировать разработку стандартов с принятием технического регламента «О безопасности медицинских изделий». Учесть особенности одноразовых медицинских изделий при разработке и принятии Федерального закона «Об обращении медицинских изделий» в части создания нормативно-правовой базы по обращению стерильных изделий, в том числе предусмотреть перечень необходимых документов по промышленной стерилизации, требования по Уровню стерильности изделий в зависимости от особенности их применения, внесение изменений и дополнений в ОКП, выполнение организациями, занимающимися промышленной стерилизацией требований стандарта ИСО 13485.

  4. Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности разработать и представить в Минпромторг России, Минздрав России, Минэкономразвития России и ФАС России предложения по мерам государственной поддержки производства одноразовых медицинских изделий, предусматривающие необходимость установления государственного заказа на 3-5 лет, повышения таможенных пошлин на импорт изделий, введения квот на их ввоз в Россию, отмены ввозных таможенных пошлин на сырье, материалы, оборудование, запчасти к нему и комплектующие для производства медицинских изделий однократного применения, а также меры, направленные на защиту внутреннего рынка от некачественных изделий и стимулирование производства в России инновационных видов медицинской продукции.

Скачать оригинал документа