Резолюция совместного заседания Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности
«О состоянии и мерах по повышению уровня подготовки специалистов для нужд фармацевтической и медицинской промышленности и уровня взаимодействия учреждений РАН, высших учебных заведений и промышленности при разработке и производстве лекарств и медицинских изделий»
12 ноября 2013г.
г. Москва
Обсудив состояние обеспеченности фармацевтической и медицинской промышленности высококвалифицированными кадрами, результаты работы высших учебных заведений по совершенствованию образовательных программ подготовки специалистов высшего и среднего звена, организации новых специальностей и специализации, а также оценив уровень взаимодействия академической, прикладной, вузовской науки и промышленных предприятий при создании лекарственных средств и медицинских изделий, участники совместного заседания отметили:
Стратегиями развития фармацевтической и медицинской промышленности предусматривается создание к 2020 году конкурентоспособной индустрии, призванной обеспечить население страны доступными и эффективными лекарствами и медицинскими изделиями, которые должны соответствовать потребностям здравоохранения не только текущего, но будущего спроса. Ключевая роль в решении этой задачи отводится вопросам подготовки кадров. ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 г и дальнейшую перспективу» запланировано создание материально-технической базы высших учебных заведений и научных организаций осуществляющих прикладные исследования и разработки инновационных видов медицинской продукции. Для этих целей организуются 10 научно-исследовательских и образовательных центров в области фарминдустрии и 7 научно-исследовательских и образовательных центров в области медицинской промышленности. По состоянию на 1 ноября с.г. создано 8 центров.
Первым московским Государственным университетом им И.М. Сеченова разработан пакет дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов по разделу «Промышленная фармация» для предприятий, занимающихся производством лекарственных средств по GMP.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) разрабатывает образовательные программы в рамках учебно-методического объединения Минобрнауки России. В университете много лет успешно развиваются научно-образовательные направления и ведутся совместные разработки с ведущими медицинскими учреждениями в области создания приборов и систем на принципах профилактической медицины для практического здравоохранения.
Минобрнауки России введен новый классификатор, в том числе кадров высшей квалификации согласно которому подготовка кадров медико-технического профиля осуществляется по направлению «Биотехнологические системы и технологии» в укрупненной группе «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии». Планируется в 2014 году начать разработку новых образовательных стандартов подготовки кадров.
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия разрабатывает образовательные программы для фармацевтической промышленности совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями, в результате чего подготовка специалистов осуществляется не только за счет формального образовательного ценза, но и с учетом умений, знаний, навыков, отвечающих критериям предъявляемым промышленностью.
С введением в действие Центров превосходства при ВУЗах (МГУ, МФТИ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и др.) открывается перспектива объединения потенциалов организаций промышленности, научных учреждений РАН и научно-исследовательских лабораторий высших учебных заведений при создании современных лекарств и медицинских изделий мирового уровня.
Организации и компании, занимающиеся разработкой, производством и реализацией медицинской продукции остро нуждаются в специалистах широкого спектра специальностей. Существующие справочники должностей устарели и требуют модернизации. Уровень подготовки студентов, обучающихся в Российских высших учебных заведениях существенно отстает от европейского, не введено двухуровневое высшее образование. Образовательные программы плохо скоординированы, апробация программ разработанных ведущими высшими учебными заведениями практикуется недостаточно. Мало внимания уделяется программам повышения квалификации специалистов, особенного среднего звена. Существует разобщённость между вузами, подведомственными Минобрнауки России и Минздраву России.
Ввиду отсутствия единого информационного поля о потребностях фармацевтической и медицинской промышленности в специалистах, недостаточного уровня обратной связи между образовательными учреждениями и производством, научным и медицинским персоналом, производством и потребителями не удается сформулировать системный подход к подготовке студентов. Это в свою очередь сдерживает насыщение отраслей высококвалифицированными кадрами в соответствии со стратегиями их развития по всему спектру специальностей. Во многих крупных компаниях отрасли, особенно в регионах, только 15-20% инженерно-технических работников имеют профильную специальность по образованию. Вместе с тем, большое количество выпускников образовательных учреждений получивших профильное для фармацевтической и медицинской промышленности остаются не востребованными в местах непосредственного получения образования, в результате средства, затраченные на их подготовку, используются не эффективно.
Особенно остро стоит проблема подготовки кадров для производства средств диагностики in vitro. В настоящее время ни одно высшее учебное заведение страны не готовит таких специалистов, что является одним из основных факторов, сдерживающих развитие отечественных разработок и организацию производства современных технических средств для подобной диагностики. Такая же картина с подготовкой специалистов, работающих в клинико-диагностических лабораториях страны на современных аналитических приборах. Кадровая политика в этой области осталась неизменной с тех времен, когда в лабораториях применялись довольно простые приборы и выполнялись не сложные методы лабораторных исследований. Сегодня лабораторные исследования выполняют специалисты с медицинским или биологическим образованием, что не всегда отвечает требованиям современной КДЛ, оснащенной сложным аналитическим оборудованием.
В целях улучшения взаимодействия научно-образовательных центров, повышение эффективности научных исследований по разработке, производству и реализации ЛС и медицинских изделий, и подготовки квалифицированных специалистов для нужд фармацевтической и медицинской промышленности, участники заседания решили:
Одобрить подходы ВУЗов применяемые при выполнении проекта «Разработка образовательных программ и образовательных модулей» по направлениям «Медицинское приборостроение» и «Промышленная фармация», а также подходы по организации взаимодействия с ведущими мировыми и отечественными фармацевтическими компаниями по разработке совместных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов нового типа для российской фармацевтической промышленности. Считать целесообразным образовательные программы среднего и высшего образования, программы повышения квалификации, подготовки кадров и программы преподаваемых дисциплин, разработанные в этих высших учебных заведениях, после их апробации и корректировки разместить на сайтах организаций-разработчиков для обеспечения доступа к ним отечественных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для фармацевтической и медицинской промышленности.
Просить руководителей заинтересованных ВУЗов разработать предложения по созданию и гармонизации образовательных программ в зависимости от специализации высших учебных заведений и специальностей, востребованных медицинской и фармацевтической промышленностью. Предложения представить в Минобрнауки России, Минпромторг России и в Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром».
С целью создания и развития единой научно-образовательной и производственной среды, расширения спектра научных исследований и номенклатуры выпускаемых лекарственных средств и медицинских изделий, повышения их конкурентоспособности рекомендовать:
- Компаниям и фирмам занятым в сфере разработки и производства инновационных видов медицинской продукции шире использовать свои возможности для проведения практик студентов профильных высших учебных заведений, а также для формирования курсовых выпускных квалификационных работ студентов при совместном их руководстве со стороны высшего учебного заведения и компаний;
- Профильным высшим учебным заведениям при проведении учебно-научного процесса приглашать специалистов промышленности, занятых в сфере разработки и производства инновационных лекарств и медицинских изделий, активизировать работу по подготовке ими кандидатских и докторских диссертаций. Шире использовать право развивать сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, в том числе через создание и реализацию совместных образовательных программ.
Просить Минобрнауки России и Минпромторг России:
- Разработать и утвердить установленным порядком актуальный перечень специальностей, охватывающих потребности промышленности производства ЛС и медицинских изделий. При выполнении этой работы привлечь рабочую группу экспертов Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром»;
- Для координации и эффективного решения задачи обеспечения фармацевтической и медицинской промышленности высоко квалифицированными кадрами создать постоянно действующий межведомственный координационный совет;
- При определении исполнителей образовательных проектов принимать во внимание создаваемые, в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 г и дальнейшую перспективу», на базе высших учебных заведений центры превосходства в области разработки лекарственных средств и медицинской техники;
- Рассмотреть вопрос о повышении качества образовательных программ подготовки специалистов для нужд фармацевтической и медицинской промышленности. Организовать апробации программ, разработанных ведущими высшими учебными заведениями и одобренных Министерствами;
- При проведении конкурсных процедур и приеме результатов исполнения инновационных научно-технических проектов ввести в список индикаторов показатели, отражающие количество созданных рабочих мест для молодых специалистов – выпускников фармацевтических и медико-технических специальностей, количество привлеченных при реализации проектов специалистов, как высших учебных заведений, так и производственных компаний. В обязательном порядке приглашать сотрудников компаний-инициаторов, принятых к реализации проектов, при приемке результатов работ;
- Рассмотреть возможность создания на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургского государственного электро-технического университета «ЛЭТИ», Центров превосходства в области разработки инновационных медицинских изделий;
- Разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения о введении системы распределения выпускников высших учебных заведений, получивших образование за счет государственных средств, что не только улучшит формирование кадрового состава промышленности, но и предотвратит на региональном уровне вымывание культуры и интеллигентности, которые несут с собой подавляющее большинство выпускников высших учебных заведений.
Просить Минтруд России совместно с профессиональными общественными организациями разработать и в установленном порядке утвердить профессиональные стандарты в области фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе по специальностям, вошедшим в актуализированный перечень.
Просить Минпромторг России рассмотреть вопрос о создании головного института (фонда, центра) межведомственного подчинения на который возложить вопросы координации государственной политики в области развития медицинской промышленности страны, внедрения ее результатов в отечественное здравоохранение и подготовки кадров. Совместно с профессиональными общественными организациями определить потребность в специалистах для нужд фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года.