ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

27.11.2015

Решение совместного заседания Комиссий РСПП и Комитета ТПП РФ

Решение

совместного заседания Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, Комиссии РСПП
по индустрии здоровья и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

«Пути повышения конкурентоспособности отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий. Роль фармацевтической и медицинской промышленности в удовлетворении потребности здравоохранения в жизненно необходимой и важнейшей медицинской продукции. Взаимодействие с Минздравом Республики Крым»

06 ноября 2015 г. г. Ялта, Республика Крым

Рассмотрев состояние и перспективы развития отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий, их роль в удовлетворении потребности здравоохранения, участники совещания отмечают:

1. Российский рынок медицинской продукции относится к числу наиболее динамично развивающихся рынков со среднегодовыми темпами роста более 10%. В 2014 году его объём превысил 1 трлн. рублей.

Высокими темпами растёт и отечественное производство лекарств и медицинских изделий, объём производства которых за последние шесть лет вырос в два раза и в 2014 году превысил 230 млрд. рублей. Благодаря реализации стратегий развития фармацевтической и медицинской промышленности, а также одноимённой Федеральной целевой программы, предусматривающих софинансирование разработки и производства медицинской продукции, удалось создать хорошую материально-техническую базу, оснащенную современным оборудованием, соответствующую национальным и международным стандартам. Большая часть российских компаний осуществила модернизацию мощностей, повысила качество продукции, увеличила ассортимент, предложив здравоохранению широкий перечень инновационных продуктов. Среди них генно-инженерная вакцина против гепатита В, интерфероны α и β, препараты крови, инсулин, лекарства на основе моноклональных антител для лечения раковых и ревматоидных заболеваний, диагностические наборы для выявления соматических и инфекционных заболеваний, аппаратно-программный комплекс для клинико-диагностических исследований реологических свойств крови, комплекс неонатального оборудования, медицинские инструменты, рентгеноаппаратура, томографы компьютерные, диализные центры под ключ, оснащенные на 90% материалами и комплектующими российского производства, ДНК анализаторы, одноразовые медицинские изделия и многое другое. Выпускаемая отечественными компаниями продукция, не только успешно конкурирует с лучшими зарубежными образцами, но и выпускается в объёмах достаточных для удовлетворения потребностей здравоохранения.

2. Республика Крым, население которой на 01.01.2015 года составило 1 970 452 человека, остро нуждается в этих современных лекарствах и медицинских изделиях. В настоящее время в ведении Минздрава Республики находится 133 медицинские организации (44 больницы, 6 роддомов, 29 санаториев, 4 диспансера, 14 центров, 13 поликлиник, 23 прочих учреждений). В больничных учреждениях насчитывается 15 593 койки. В системе здравоохранения Республики работает 44 306 человек, в том числе 7 196 врачей и 16 888 среднего медицинского персонала. В Республике отмечается увеличение числа онкологических заболеваний (289,9 на 100 000 населения), туберкулезом (73,8 на 100 000 населения), растет число ВИЧ-инфицированных (86,2 на 100 000 населения). На модернизацию здравоохранения в 2014-2015 годах предусмотрено 5 111 513,9 тыс. рублей. Поставлена задача добиться, чтобы крымские больницы по качеству своего оснащения медицинским оборудованием и инструментариями могли соответствовать уровню ведущих регионов Российской Федерации. Задача эта реальна для выполнения. Кроме средств выделяемых на модернизацию, на закупку медицинских изделий для ЛПУ, ежегодно выделяется 2,0-2,2 млрд. рублей. Учитывая, что закупки медицинской продукции будут осуществляться по прямым договорам, отечественным предприятиям необходимо оперативно реагировать на объявляемые конкурсы и предусмотреть возможность кооперации в осуществлении поставок продукции, широко использовав для этого возможности «Крым-Фармации», «Крым-Медтехника» и НПО «ЙОДОБРОМ». НПО «ЙОДОБРОМ» и Джанкойско-Сивашский опытно-экспериментальный завод можно рассматривать как основу при формировании стратегии развития медицинской промышленности Республики Крым. На перспективу необходимо рассмотреть возможность сотрудничества предприятий промышленности с лечебно-профилактическими учреждениями Республики, Крымской медицинской академией, с которыми целесообразно заключить соглашения по ознакомлению и обучению студентов и врачей с современными достижениями в области медицинских технологий и техники.

3. Анализ участия предприятий и организаций в конкурсах на поставку в Республику Крым лекарственных средств и медицинских изделий показал наличие следующих трудностей:

Короткие сроки поставок, разовость поставок, сложный транспортный узел сообщения, зависимость от погодных условий. Устраняются эти проблемы путём проведения годовых конкурсов с четко прописанным графиком поставок в контрактах, а также организацией на первом этапе в Республике складов и кооперации с учреждениями Минздрава Республики.

Для решения этих проблем необходимо проведение совместных мероприятий по указанной тематике: круглых столов, конференций, выставок, обучающих семинаров. При организации в Республике Крым закупок лекарств и медицинских изделий необходимо учесть накопившийся в Российской Федерации опыт подготовки конкурсной документации. Исключить случаи составления технических заданий и условий их исполнения под конкретного поставщика. Не допускать в них избыточных требований. Строго руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года №102 «Об ограничении допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. В Республике Крым производством лекарственных средств и медицинских изделий занимаются:

Однако, несмотря на такое количество хозяйств, богатый природно-климатический и научно-производственный потенциал Крыма в этой области используется недостаточно. Требуется внимание власти, бизнеса и профессиональных общественных организаций для возрождения фармацевтической промышленности региона.

В целях повышения роли отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий в удовлетворении потребностей в них здравоохранения Российской Федерации, улучшения доступности и качества медицинского обслуживания населения Республики Крым, участники круглого стола решили:

1. Поддержать проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года №102. Повторно обратиться от имени профессиональных общественных организаций к председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву с обоснованием необходимости ускорения принятия постановлений об установлении ограничений допуска лекарственных средств и медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Принять к сведению, что закупки медицинской продукции в рамках модернизации ЛПУ Республики Крым будут проводиться по прямым контрактам. Рекомендовать предприятиям и ассоциациям принять активное участие в конкурсах на поставку медицинской продукции. Вся документация (технические задания, требования к участникам и др.) размещается на интернет-сайте Минздрава Республики Крым.

3. Предложить Минздраву Республики Крым провести в первом квартале 2016 года совещание на тему «Опыт учреждений здравоохранения Республики Крым по организации закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд» с участием профессиональных общественных объединений промышленности.

4. Просить Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России, Минздравом России и ФАС России ускорить разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего особенности описания объектов закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, требования к формированию типовых контрактов и технических заданий, а также учитывающего оптовые надбавки к зарегистрированной предельной цене производителя при определении начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупок препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

5. Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности подготовить план сотрудничества с Минздравом Республики Крым, предусматривающий вопросы ознакомления специалистов Минздрава с продукцией, выпускаемой отечественными предприятиями промышленности, обучения врачей и технического персонала правилам её применения, совместные работы по созданию новых (модифицированных) видов продукции, организацию их производства, в том числе и в Республике Крым, а также проект соглашения по реализации плана, согласовав его с Минздравом Республики Крым, после чего вынести на рассмотрение совместного заседаний Комиссий РСПП и Комитета ТПП РФ в первом полугодии 2016 года.

Председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности

Ю.Т.Калинин

Председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья

В.М.Черепов

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

В.И. Сергиенко