ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Документы

25.10.2018

Приложение

Таблица разногласий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102» (далее – проект постановления)

Позиция ФАС РоссииПозиция Минпромторга России Проектом постановления предлагается установить запрет на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделий, включенных в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечни), за исключением случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) составляет менее 30 тыс. руб.
По мнению ФАС России, установление запрета на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, содержит риски о которых неоднократно сообщалось ранее письмами от 18 мая 2018 г. № РП/36141-ПР/18, от 22 июня 2018 г. № АД/47392-ПР/18, от 18 августа 2018 г. № АЦ/65848-ПР/18.
При этом в представленных в ФАС России материалах отсутствует обоснование необходимости установления указанного запрета, а также экономический анализ, на основании которого можно сделать вывод о такой необходимости.
Согласно пояснительной записке к Проекту постановления предлагаемые изменения направлены на пресечение ограничения и устранения конкуренции государственными и муниципальными заказчиками, повышения количества участников закупок, повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, установление запрета на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, не исключает злоупотреблений со стороны заказчиков в части установления характеристик товара, которым в совокупности соответствуют медицинские изделия иностранного производителя, в связи с чем ФАС России считает необходимым рассмотреть иные механизмы, направленные на исключение возможности формирования лотов и установления характеристик товара таким образом, что участником закупки могут быть предложены к поставке медицинские изделия только иностранного производителя.
В целях исключения злоупотреблений со стороны заказчиков при описании объекта закупки необходимо в соответствующем разделе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить стандартные значимые характеристики для каждого вида медицинского изделия, включенного в Перечни, что позволит избежать установления излишних требований к характеристикам объекта закупки, которым соответствуют медицинские изделия конкретного производителя.
Согласно пояснительной записке к Проекту постановления пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлен аналогичный запрет при осуществлении закупок лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями (далее – МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации.
ФАС России обращает внимание, что значение НМЦК, при превышении которой не могут быть предметом одной закупки (лота) лекарственные средства с различными МНН, установлено Правительством Российской Федерации в зависимости от объема средств, направленных заказчиком на закупку лекарственных средств в предшествующем году, по результатам анализа закупок лекарственных препаратов с учетом уровня конкуренции на торгах.
Вместе с тем Проектом постановления в целях ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусматривается установление фиксированного предельного значения вне зависимости от финансовых затрат заказчика на осуществление закупок в предшествующем году.
Таким образом, предлагаемые Проектом постановления изменения не в полной мере соответствуют правовому регулированию, установленному в отношении закупок лекарственных средств.
Кроме того, в представленных в ФАС России материалах отсутствует обоснование для установления указанного в Проекте постановления размера НМЦК, при котором запрет на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, не применяется, в связи с чем не представляется возможным оценить целесообразность установления предельного значения в размере 30 тыс. рублей.
По мнению ФАС России, вопрос об установлении размера НМЦК, при превышении которого устанавливается запрет на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, требует дополнительной проработки в целях предотвращения необоснованного ограничения права заказчика на самостоятельное определение предмета контракта (лота) в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью своевременного обеспечения медицинскими изделиями в дополнение к уже имеющимся требованиям и ограничениям, в том числе закрепленным в части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции».
ФАС России обращает внимание, что запрет на объединение в один предмет закупки различных видов медицинских изделии, включенных в Перечни, фактически устанавливает требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий.
Вместе с тем, положениями пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к формированию лотов при осуществлении отдельных видов товаров, работ, услуг вправе установить Правительство Российской Федерации.
При этом, Постановление № 102 принято в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в целях поддержки российских товаропроизводителей путем установления ограничения на допуск товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, в связи с чем не может содержать положений, устанавливающих требования к формированию лотов.
Таким образом, установление порядка формирования лотов актом, принятым в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, ФАС России сообщает, что Проект постановления нуждается в доработке.
Не учтено.
Проектом постановления предусмотрен запрет на включение в один лот более одного наименования вида медицинских изделий, включенных в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и перечня медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением № 102.
Так, проектом постановления предполагается установление предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) более одного наименования медицинских изделий, включенного в перечень № 1 и № 2, в размере 30 тыс. руб.
Проектируемая норма соответствует аналогичному требованию к закупкам лекарственных препаратов. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 6 части 1 статьи 33), которым предусмотрено, что предметом одного контракта (лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными (химическими или группировочными) наименованиями, а также лекарственные средства с международными непатентованными (химическими или группировочными) наименованиями и торговыми наименованиями. При этом данным Законом о контрактной системе установлено условие, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) должна превысить предельное значение, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 929 и зависящее от объема денежных средств, направленных заказчиком на закупку лекарственных средств в предшествующем году.
Стоит отметить, что в соответствии с абзацем 6 пункта 4 Раздела I плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в здравоохранении» ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий установление особенностей описания лекарственных препаратов при осуществлении закупок, в том числе лекарственных форм и дозировок лекарственных препаратов, установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов, установление требования об указании в документации о закупке остаточного срока годности лекарственных препаратов, выраженного определенным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Практика закупок медицинских изделий показывает, что включение в один лот более одного наименования видов медицинских изделий приводит к ограничению количества участников закупок, устранению конкуренции, нередко исключает участие в закупках малых и средних предприятий, а также способствуют увеличению стоимости закупок вследствие невозможности участия в них производителей медицинских изделий.
Так, в случае включения в один лот двух видов медицинских изделий, поименованных в перечне, возможна ситуация, когда на территории Российской Федерации большое количество организаций производит один вид медицинского изделия, некоторое количество производит другой вид медицинского изделия, и только одна организация производит оба вида медицинских изделий.
В таком случае победителем на конкурсе будет исключительно последняя организация.
Вместе с тем, установление запрета на включение в один лот более одного наименования медицинского изделия, поименованного в перечне, может привести к снижению цены контракта за счет увеличения количества потенциальных победителей конкурса.
Внесение изменений в постановление № 102 является одним из инструментов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации за счет обеспечения отечественной системы здравоохранения импортозамещающими медицинскими изделиями и будет способствовать достижению показателей и целевых индикаторов стратегических и программных документов по увеличению доли отечественных медицинских изделий.
Кроме того проект постановления позволит повысить заинтересованность российских производителей в создании новых медицинских изделий, в организации серийного производства этих изделий и выведении на российский рынок с целью замещения дорогостоящей зарубежной продукции аналогичного назначения. Это позволит уменьшить расходование средств федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи, что приведет к снижению роста тарифов фонда ОМС и снижению расходов федерального бюджета.

Скачать в формате PDF