В соответствии с решением научно-практической конференции "Оборонно-промышленный комплекс России – новые возможности для медицинской промышленности", проведенной 1 июля 2016 г. в Туле во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2016 г. № РД-П7-1801, и решением совещания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 26 октября 2016 г.
№ БО-П22-85прВПК 7 декабря 2016 г. в Москве в рамках Международного научно-практического форума "Российская неделя здравоохранения – 2016" состоялась научно-практическая конференция "Меры поддержки развития производства медицинских изделий организациями оборонно-промышленного комплекса".
В работе конференции приняли участие представители коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторга России, Минздрава России, Росздравнадзора, Внешэкономбанка, Агентства по технологическому развитию, Российского экспортного центра, Российской венчурной компании, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, руководители ассоциаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и территориальных органов исполнительной власти (всего более 130 специалистов от 120 организаций).
В процессе работы конференции рассмотрены следующие основные вопросы: планы развития производства высокотехнологичных медицинских изделий с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса и меры государственной поддержки, внедрение новых технологий в производство, организация сбыта и продвижения произведенной продукции, в том числе на внешних рынках.
Проведенный участниками конференции анализ выполнения поручений Президентом Российской Федерации по итогам совещания "О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках" 8 сентября 2016 г.
(№ Пр-1845 от 23 сентября 2016 г.) и Правительства Российской Федерации (№ РД-П7-5859 от 30 сентября 2016г.) показал:
1. Минпромторгом России подготовлен проект Плана развития производства высокотехнологической продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, которым в частности предусматривается формирование и ведение сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, определение организации, осуществляющей функции центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению, формирование и ведение каталогов продукции, технологий и НИОКР, создание информационно-аналитической системы мониторинга закупок продукции, включение в систему мониторинга информации о её потребностях, определение коммерческой организации, осуществляющей функции по продвижению её на внутренний и внешние рынки. Планом предусмотрена также разработка мероприятий по стимулированию развития производства высокотехнологичной продукции путём льготного налогообложения на период разработки и запуска в серию, компенсации ставок по кредитам, привлекаемым на разработку и адаптацию технологий и оборудования организациями оборонно-промышленного комплекса для выпуска продукции, субсидирования процентных ставок по кредитам организаций, направляемым на НИОКР, стимулирования спроса на новую продукцию, производимую организациями оборонно-промышленного комплекса, за счет предоставления налоговых льгот потребителям этой продукции, установления повышенных таможенных пошлин на аналогичную импортную продукцию, введения запрета на закупку её для государственных нужд по мере внедрения аналогичных технологий и продукции, производимой организациями оборонно-промышленного комплекса.
Предложения по координации деятельности федеральных и региональных органов власти при создании условий для производства продукции организациями оборонно-промышленного комплекса и обеспечения её сбыта будут внесены в план работы Правительственной комиссии по импортозамещению на I квартал 2017 г.
2. Минпромторгом России совместно с АНО "Агентство по технологическому развитию" подготовлен доклад по вопросу организации работы по поиску и внедрению технологических решений мирового уровня, в том числе через создание партнерств с международными компаниями. Агентство учреждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 1017. Основной задачей агентства является содействие российским предприятиям в поиске и внедрении технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции. Эффективность деятельности Агентства оценивается по количеству заключенных соглашений с промышленными предприятиями о содействии в приобретении современных отечественных и зарубежных технологий. Предусматривается организация взаимодействия Агентства с институтами развития Российской Федерации или с Фондом перспективных исследований, как организацией, нацеленной на содействие разработке и созданию высокотехнологичной продукции. Прорабатывается возможность создания совместного зарубежного фонда, для которого Агентством будет осуществляться технологическая экспертиза, а фондом – финансирование.
3. Создание высокотехнологической продукции естественно предполагает развитие экспортного потенциала. В настоящее время таким потенциалом обладает Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая имеет представительства в 45 странах мира, 74 деловых совета и 24 комитета по сотрудничеству с зарубежными странами. Торгово-промышленная палата Российской Федерации организует выставки, ярмарки, презентации экономического потенциала российских регионов и зарубежных стран, международные форумы, конгрессы, бизнес-миссии за рубеж, осуществляет поиск внешнеторговых партнеров, представляет информацию о внешних рынках, оказывает консультации по всему комплексу вопросов экспортной деятельности.
В целях консолидации услуг, оказываемых государством в области ведения экспортной деятельности, в структуре Внешэкономбанка создано АО "Российский экспортный центр" в качестве специализированной организации, представляющей "единое окно" для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами. Центр оказывает поддержку на всех этапах экспортного проекта.
Внешэкономбанк считает необходимым определить список потенциальных конверсионных проектов, востребованных на внутреннем и внешних рынках, для чего предложил образовать под эгидой оборонно-промышленного комплекса рабочую группу с участием представителей заинтересованных структур, Минпромторга России и Внешэкономбанка. По результатам отбора проектов можно определить комплекс мер государственной поддержки, включая разработку схемы и определение источников фондирования, способных позволить Внешэконмбанку сформировать благоприятный инвестиционный климат и оказывать реальную поддержку предприятиям на льготных условиях, в том числе по пониженной процентной ставке, с отсрочкой уплаты процентов и основного долга по кредитам.
4. Минэкономразвития России проработал вопрос привлечения инвестиций частного бизнеса в предприятия оборонно-промышленного комплекса и предложил решать проблему путем создания с инвестором совместных предприятий. При этом создаваемые совместные предприятия могут пользоваться всеми мерами государственной поддержки при условии соответствия требованиям, установленным действующими нормативными актами РФ. В частности, в качестве меры по стимулированию деятельности в сфере промышленности можно использовать механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Для инвесторов в этом случае установлены гарантии не повышения налоговой нагрузки, возможность обнуления региональной ставки налога на прибыль, ускоренной амортизации в отношении продукции произведенной в рамках реализации специальных инвестиционных контрактов, а также предусмотрена возможность наделения участников СПИК правом быть признанным единственными поставщиками товаров, производимых в рамках специальных инвестиционных контрактов. Совместные предприятия, в случае признания их приоритетным региональным инвестиционным проектом, могут рассчитывать на получение налоговых льгот, размещение производства на территориях опережающего развития, получение финансовой поддержки в рамках фонда развития промышленности, Российского фонда прямых инвестиций и РЭЦ.
5. Результаты анализа работы отечественной медицинской промышленности в 2015-2016 года, оценка российского рынка медицинских изделий показывают, что при разработке предприятиями оборонно-промышленного комплекса планов развития производства следует учитывать ряд особенностей, связанных с высокими требованиями к качеству, эффективности и безопасности медицинской продукции, несовершенством системы нормативно-правового регулирования ее обращения, отсутствием государственного заказа, высокой конкуренцией со стороны ведущих зарубежных и российских компаний, специализирующихся на производстве изделий медицинского назначения и имеющих большой опыт работы на нашем рынке, низкой долей отечественной медицинской продукции на внутреннем и внешних рынках, высокой зависимостью производства от импорта сырья, материалов и комплектующих, особенностями системы регистрации медицинских изделий и другими проблемами.
6. Минздравом России, Росздравнадзором представлены предложения по введению ускоренной процедуры регистрации высокотехнологичных медицинских изделий отечественного производства и проект постановления Правительства РФ по внесению изменений в Правила Государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1416.
Участники конференции постановляют:
1. Поддержать проект регламента работы Межведомственного координационного совета по медицинской промышленности и просить Минпромторг России, Минздрав России, Минэкономразвития России и организации оборонно-промышленного комплекса ускорить согласование регламента и состава Совета, представление предложений в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
2. Определить Сайт форума постоянным ресурсом работы Межведомственного координационного совета по медицинской промышленности, организовав на нем он-лайн площадку для обсуждения проблем разработки, производства и продвижения медицинских изделий, произведенных с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса.
3. Рекомендовать Минпромторгу России разработать план развития производства высокотехнологичных медицинских изделий предприятиями оборонно-промышленного комплекса, предусмотрев в нем утверждение плана-графика организации работ по созданию и внедрению медицинской техники до 2025 года и до 2030 года и меры государственной поддержки и стимулирования производства и реализации продукции.
4. Рекомендовать Минпромторгу России и Минэкономразвития России при создании каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд учесть технические и экономические показатели медицинских изделий, производимых с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также разместить в нем меры государственной поддержки и решения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
5. Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палате Российской Федерации совместно с Минпромторгом России, Минздравом России, Росздравнадзором, АНО "Агентство по технологическому развитию" и АО "Российский экспортный центр" провести в I квартале 2017 г. круглые столы по проблемам:
6. Торгово-промышленной палате Российской Федерации оказать содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса, в получении результатов мониторинга региональных закупок медицинских изделий и подготовке рекомендаций по повышению заинтересованности регионов в закупке медицинской продукции отечественного производства.
7. Рекомендовать Минпромторгу России:
рассмотреть возможность поддержки торговых площадок для продвижения медицинских изделий, производимых с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса;
с целью более эффективного задействования производственного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса при выпуске медицинских изделий, в том числе разработанной совместно со сторонними разработчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства, провести специализированную научно-практическую конференцию.
8. Рекомендовать Минпромторгу России и Минздраву России по результатам мониторинга потребности в высокотехнологичных медицинских изделиях разработать проект программы поддержки закупок медицинских изделий, в том числе совместного производства, организованного оборонными предприятиями и частными компаниями, имеющими наработки и предыдущий опыт производства.
9. Рекомендовать Российской академии наук провести с участием предприятий медицинской промышленности конференцию по практическому использованию результатов академической науки в практику здравоохранения Российской Федерации.
10. Рекомендовать Минобрнауки России разработать систему преференций для высших учебных заведений, осуществляющих трансфер технологий, целевую подготовку и переподготовку кадров в интересах гражданского сектора оборонно-промышленного комплекса.
11. Рекомендовать Минздраву России подготовить предложения по формированию государственного заказа на высокотехнологичные медицинские изделия, произведенные с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса на 2018-2025 годы.
12. Оргкомитету научно-практической конференции "Меры поддержки развития производства медицинских изделий организациями оборонно-промышленного комплекса" подготовить отчет по итогам ее работы.