ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

04.06.2019

Протокол заседания межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса

Вопросы конкурентоспособности медицинских изделий отечественного производства при осуществлении государственных закупок и реализации национального проекта "Здравоохранение"

("Делай в России. Покупай Российское.")

1. Принять к сведению информацию заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.О.Салагая, руководителя ФМБА России В.В.Уйбы, заместителя руководителя ФАС России М.Я.Евраева, начальника управления социальной сферы и торговли ФАС России Т.В.Нижегородцева, министра здравоохранения Чувашской Республики В.Н.Викторова, руководителей предприятий медицинской промышленности и ОПК о мерах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и предприятиями ОПК по повышению конкурентоспособности медицинских изделий отечественного производства.

2. Отметить, что благодаря действенным мерам государственной поддержки (субсидирование и софинансирование развития производства, создания системы менеджмента качества медицинских изделий, ограничения допуска отдельных видов иностранного производства, ценовые преференции, устанавливаемые приказами Минфина России при организации закупок для государственных нужд и др.) удалось в 2018 г. увеличить объём производства и реализации медицинских изделий на 11 %. Инвестиции в развитие медицинской промышленности в последние годы превысили 50 млрд. рублей, в том числе более 20 млрд. рублей бюджетные - в рамках государственных программ.

Интенсивное развитие промышленности обусловила высокую конкуренцию между российскими производителями (по некоторым видам число предприятий составляет 5 и более), что способствует улучшению качества изделий, значительному снижению цены контракта (до 50 % от начальной максимальной цены) и продвижении продукции на внешние рынки.

В то же время, по большинству видов медицинских изделий, конкурентоспособная российская продукция часто не допускается к торгам либо по причине составления технических заданий под конкретного иностранного поставщика, либо из-за включения в один лот нескольких разных медицинских изделий, взаимно не связанных между собой. Как результат – доля продукции отечественного производства не превышает
20 - 24 %. Мощности Российской Федерации по производству медицинских изделий простаивают, при этом по импорту закупается более дорогая продукция. Во многом такое положение с закупками медицинских изделий обусловлено несовершенством существующей нормативной базы, а также недостаточным контролем за обеспечением открытости государственных закупок. Кроме того, возможности влияния государственного регулирования на закупки снижаются также не решением вопросов взаимозаменяемости медицинских изделий, открытых и закрытых систем диагностических приборов и др.

В настоящее время Минздравом России подготовлены перечни оборудования, которые будут закупаться для лечебных учреждений онкологического и кардиологического профилей в рамках национального проекта «Здравоохранения», насчитывающие более 150 позиций на сумму около 80 млрд. рублей. Минпромторг России представил данные о наличие изделий российского производства. На уровне Минздрава России и Минпромторга России проводятся необходимые согласования, а в регионах продолжается закупка продукции по прежнему без учета достижений и возможностей российской промышленности, а также рекомендаций Правительства Российской Федерации.

Чтобы не допустить закупки медицинских изделий в рамках национального проекта «Здравоохранения» по данному сценарию, необходимо принятие дополнительных мер по повышению конкурентоспособности медицинских изделий российского производства.

3. Союзу ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности (Ю.Т.Калинину) обобщить высказанные на Совете предложения по повышению конкурентоспособности медицинских изделий и представить их в Минпромторг России, Минздрав России, Минфин России и ФАС России.

Срок – июль 2019 г.

4. ФАС России (М.Я.Евраеву) сформировать механизм действия преференций по поддержке отечественного производства медицинских изделий с учетом выполнения требований ВТО и ЕАЭС и представить их в Минпромторг России и Минздрав России.

5. Минпромторгу России (С.А.Цыбу) совместно с Минздравом России и ФАС России проанализировать номенклатуру по видам дорогостоящего медицинского оборудования, которое целесообразно заказывать у отечественного производителя в статусе единственного поставщика и вынести принятое решение для обсуждения на межведомственном координационном совете коллегии ВПК по развитию производства медицинских изделий в организациях ОПК.

6. Рекомендовать Минпромторгу России (С.А.Цыбу) и Минздраву России (Е.Г.Камкину) вести мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направленных на закупку медицинских изделий в рамках национального проекта «Здравоохранение», в том числе проработать вопрос об организации централизованных закупок медицинских изделий для оснащения онкологических диспансеров и центров ядерной медицины как это предусмотрено для государственных закупок лекарственных препаратов (перечня семи нозологий и лечения ВИЧ инфицированных лиц).

Срок – август 2019 г.

7. Рекомендовать Минздраву России совместно с ФАС России изучить практику применения минимальных сроков поставки медицинских изделий, закупаемых по конкурсу для государственных нужд. По результатам анализа ввести корректирующие действия по защите российского производителя.

8. АО Корпорации "МСП" (А.А.Браверману) изучить возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" п.5.1 о необходимости закупки 15 % у МСП, являющихся отечественными производителями, исключив факты закупок у посреднических МСП, поставляющих на рынок иностранные медицинские изделия.

9. Государственной корпорации "Ростех" (М.В.Выборных) дополнительно проработать вопрос о консолидации сервисного обслуживания высокотехнологичного медицинского оборудования на базе Государственной корпорации "Ростех", определив список производителей и профиль их деятельности.

10. Рекомендовать Минпромторгу России и Минздраву России вернуться к вопросу о разработке и принятию федерального закона "Об обращении медицинских изделий".

11. Очередной совет по мерам поддержки производства и продвижения отечественной медицинской продукции на российский и внешние рынки провести на площадке Минфина России. Включить в повестку вопросы интеграции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Государственной информационной системы промышленности, развития лизинга медицинских изделий, совершенствования мер поддержки производства и экспорта медицинских изделий отечественного производства.

Заместитель председателя коллегии

Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

О.Бочкарев