ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

17.10.2014

Программа совместного заседания Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП по вопросу

«О совершенствовании системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

  21 октября  2014г.                                                    г. Москва, офис РСПП                                                                                                       

10.00-11.00       Регистрация участников.

 

11.00-14.30       Пленарное заседание.

 

11.00-11.15       Открытие конференции: Калинин Ю.Т., Колобов Д.В., Сергиенко В.И., Черепов В.М.

 

  11.15-11.35       Особенности регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» в условиях Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013.

Готовцев Д.А.  – Заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России.

Щекин Д.А. – Начальник отдела Департамента технического регулирования Евразийской экономической комиссии.

 

 11.35-12.00        Правоприменительная практика Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

                             Нижегородцев Т.В. – Начальник управления социальной сферы и торговли  ФАС России.

                            Родионов П.П. – Генеральный директор ГК «Герофарм».

                             Рожкова Е. И.–  Руководитель направления по взаимодействию с государственными структурами и общественными с организациями ООО «М.К.Асептика».

Шабров Р.В. -  Управляющий партнер  Юридической фирмы «БРАС».

 

12.00-13.20         Об опыте участия  предприятий фармацевтической и медицинской промышленности в аукционах, проводимых в 2014 году. Проблемы, предложения по их решению.

                            Апазов А.Д. -  Президент ассоциации «Росфарма».

Дмитриев В.А. – Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей.

Ручкин А.В. – Президент ассоциации «ЗДРАВМЕДТЕХ», Вице-президент Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности.

Ожгихин И.В. – Президент Некоммерческого партнерства  «Международное объединение разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники».

Марданлы С.Г. – Директор по науке ЗАО «Эколаб».

Григорьев Е.М. – Директор Касимовского приборного завода.

Шепелин А.П. – Заместитель генерального директора ФБУН «ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии.

Руководители предприятий, члены Комиссий РСПП и Комитета ТПП

 

13.20-13.30         Применение национального режима при осуществлении государственных закупок.

Ванин А.А. - Член президиума Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности.

 

13.30-14.30                  Обсуждение проекта решения. Принятие резолюции.

Руководители предприятий, члены Комиссий РСПП и Комитета ТПП.

 


                                                                                                       Проект                                                                                                                         

Решение
совместного заседания Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья и
Комитета ТПП по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

 

«О совершенствовании системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  

  21 октября  2014г.                                          г. Москва, офис РСПП         

 

 Обсудив  вопросы правоприменительной практики проведения закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ участники заседания отметили:

В 2013 году через систему государственных закупок реализовано около 40% лекарственных препаратов и 80% медицинских изделий на сумму более 600 млд руб. При этом доля продукции отечественного производства составила 120 млд руб., при потенциале не менее  220 млд руб. Одной из причин того, что не удалось использовать весь имеющийся в России производственный потенциал, является ранее действующая контрактная система, регулируемая требованиям федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которая определяла только процедуру закупки. При этом за пределами законодательного регулирования оставались такие важные блоки, как планирование, осуществление поставок по заключенным контрактам и другие вопросы. Новая система государственных закупок предусмотренная федеральным законом №44-ФЗ включает полный цикл процедуры закупок: планирование, проведение конкурса, заключение контракта, поставку, мониторинг и аудит. При действенном контроле со стороны уполномоченных органов власти  вполне можно  обеспечить   объективность осуществления  закупок и здоровую конкуренцию.

Однако проведённый анализ многочисленных жалоб по вопросу необоснованного отказа в допуске к участию в торгах на медицинскую продукцию показывает, что пока ещё заметных изменений на этом важном участке не произошло.

 По-прежнему  нередко в один лот включается продукция (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанная с товарами, услугами, поставка, выполнение и оказание которых являются предметами торгов. Допускается установление требований  к продукции, не влияющих на её функциональные характеристики, нарушается принцип невключения в документацию об аукционе указания на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», а также без исключения случаев, прямо предусмотренных законодательством о размещении заказов. Не всегда в документациях об аукционе предусматриваются преференции участникам размещения заказов, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в порядке установленным приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд». Длительное время (около двух лет) разрабатываются проекты Постановления Правительства Российской Федерации об ограничении допуска лекарственных средств и медицинских изделий иностранного происхождения для государственных и муниципальных нужд, при наличии эквивалентной продукции отечественного производства.

Большой вред развитию конкуренции приносит политика, проводимая государственными заказчиками при составлении технического задания и условий исполнения контракта, когда они прописываются под конкретного поставщика. При этом в техническом задании указываются избыточные требования. Требует изменение подход к формированию начальной максимальной цены контракта, так как от этого существенно зависит доступность поступления в медицинскую практику качественных лекарств и медицинских изделий. Заслуживает внимания вопрос о взаимозаменяемости лекарственных средств и медицинских изделий, как важный фактор обеспечения конкуренции закупок.

В соответствии поручением Правительства Российской Федерации РСПП и Минпромторг России размещают на сайте Минпромторга России перечень отечественного медицинского оборудования, включая данные о производителях и стоимости, его конкурентоспособности для информирования заказчиков. Однако, как показывает анализ материалов конкурсной документации торгов, при формировании заявок, обосновании  начальной максимальной цены контракта регионами данный перечень не используется.

В результате, органы здравоохранения несут большие финансовые затраты, приобретая оборудование по завышенным ценам и попадают в зависимость от импортных расходных материалов.  В частности в 2012-2013 годах на закупку 33 импортных тромбоэластографов и материалов к ним направлено 112 млн руб., в то время как на закупку 56 комплектов АРП-«01» «МЕДНОРД» - всего 18 млн руб. И таких примеров по закупкам лекарств и медицинских изделий много.

В то же время правовые нормы в большинстве стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если оно финансируется государством. Рынок государственных закупок во многих развитых государствах является площадкой протекционистской политики.

В российской системе госзакупок принцип приоритета национальных товаров отсутствует,  и в отношении зарубежных товаров наша политика является либеральной, отчего наша экономика не использует полностью имеющийся в стране научный, технологический и производственный потенциалы.

 

Участники заседания постановляют:

1.                Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности усилить общественный контроль за соблюдением требований федерального закона Российской Федерации №44-ФЗ и нормативных актов, изданных в его исполнение. Своевременно направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, обращаться в государственные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю закупок медицинской продукции для государственных нужд.

2.                Рекомендовать ФАС России, Минэкономразвития России, Минздраву России, Минпромторгу России и Росздравнадзору совместно с профессиональными общественными организациями:

- Издать совместное решение, разъясняющее правоприменение ст.33 федерального закона №44-ФЗ (Правила описания объекта закупки) в части описания стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с российским законодательством. Если заказчиком не используются  стандартные показатели, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей и требований.

- Ускорить работу по формированию типовых контрактов и типовых технических заданий, используемых при государственных закупках лекарств и медицинских изделий.

- Шире использовать антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов на закупку медицинской продукции.

- Усилить контроль за исполнением при государственных закупках ст.19 часть 2, Закона, которая указывает на недопустимость требований «избыточных потребительских свойств». До разработки типовых контрактов выпускать согласованные «существенные требования» к видам медицинской продукции.

- Добиться обязательного представления заказчиком (по запросу участников торгов) информации о производителях зарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий, описываемых в техническом задании на их закупку.

- усилить контроль за недопущением случаев включения в один лот продукцию технологически и функционально не связанной с товарами, поставка которых является предметом торгов, а также составлением ТЗ и условий контрактов под конкретного поставщика.

3. Просить Правительство Российской Федерации:

- Ускорить принятие Постановлений  Правительства Российской Федерации  о перечнях отдельных видов лекарственных средств и медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установив периодичность внесения в них изменений и дополнений.

-    Заслушать по результатам 2014 года вопрос о совершенствовании системы закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд.