ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новости

07.07.2014

Проект решения совместного заседания

                                                                                                        

                                                                                                                 Проект                                                                                          

Решение

совместного заседания  Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья  по результатам обсуждения вопроса

 

«Пути повышения конкурентоспособности отечественного производства лекарственных средств  и медицинских изделий.

Роль фармацевтической и медицинской промышленности в удовлетворении потребности здравоохранения в жизненно необходимой и важнейшей медицинской продукции. Меры государственной поддержки».

 

10 июля 2014г.                                                                              г. Москва

 

Рассмотрев состояние и перспективы развития отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий, их роль в удовлетворении потребности здравоохранения,  участники совещания отмечают:

1.           Российский рынок медицинской продукции относится к числу наиболее динамично развивающихся рынков со  среднегодовыми темпами более 10%. В 2013 году его объём составил около 1 триллиона рублей. Значительное влияние на формирование и развитие фармацевтического рынка и рынка медицинских изделий оказал ряд важнейших государственных решений и прежде всего:

- Реализация национального проекта «Здоровье» и программ модернизация здравоохранения.

- Создание высокотехнологичных центров сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, неонатальных центров.

- Обеспечение лекарственными препаратами больных  высоко затратными нозологиями, льготной  категории граждан,  ВИЧ инфицированных больных.

- Обеспечение граждан необходимыми лекарствами в соответствии с федеральным законом «О государственной социальной помощи», а также  реализация государственных программ развития здравоохранения.

2.           Высокими темпами растёт и отечественное производство лекарств и медицинских изделий, объём производства, которых за последние шесть лет вырос в два раза,  и в 2013 году превысил 230 млрд. рублей. Благодаря реализации стратегий развития фармацевтической и медицинской промышленности, а также одноимённой Федеральной целевой программы, предусматривающих финансирование разработки и производства медицинской продукции в объёме около 170 млрд. рублей,  удалось создать хорошую материально техническую базу, оснащенную современным оборудованием, удовлетворяющую национальным и международным стандартам.  Большая часть российских компаний и фирм осуществила модернизацию мощностей, повысила качество продукции, увеличила ассортимент, предложив здравоохранению широкий перечень инновационных продуктов. Среди них  генно-инженерная вакцина против гепатита В, интерфероны ɑ и ß, препараты крови,  лекарства на основе моноклональных антител для лечения раковых и ревматоидных заболеваний, диагностические наборы для выявления соматических и инфекционных заболеваний, аппаратно-программный комплекс для клинико-диагностических исследований реологических свойств крови, комплекс неонатального оборудования, медицинские инструменты, рентгеноаппаратура, томографы компьютерные, диализные центры под ключ, оснащенные на 90% материалами и комплектующими российского производства, ДНК анализаторы, одноразовые медицинские изделия отечественного производства  и многие другие.  Выпускаемая отечественными компаниями продукция не только успешно конкурирует с лучшими зарубежными образцами, но и выпускается в объёмах достаточных для удовлетворения в них потребности здравоохранения.

Завершается формирование общенациональной  инфраструктуры подготовки кадров, создание современных научно-образовательных и научно-производственных объединений, включающей семь инновационных территориальных кластеров, восемь центров по созданию новейших лекарственных средств и медицинской техники на базе ведущих государственных вузов.

Общие  затраты на создание материально-технической базы, разработку и организацию производства лекарственных средств и медицинских изделий уже составили более 90 млрд. рублей.

3.                Производство лекарственных средств и медицинских изделий относится к высокотехнологичным отраслям,  характеризуется высокой производительностью труда и с каждым годом оказывает всё большее влияние на развитие экономики России. Одно рабочее место в отрасли обеспечивает создание трёх рабочих мест в смежных отраслях промышленности (производство современных приборов и оборудования, тонкой химии и упаковочных материалов). К 2020 году ожидается увеличение рынка медицинской продукции до 1,5 триллионов рублей. Учитывая, что государство является её главным заказчиком, закупая 90% медицинских изделий и более 40% медикаментов, рост отечественного производства медицинской продукции будет способствовать повышению эффективности бюджета здравоохранения страны, который из расходного может превратиться в бюджет развития.  Однако пока этого не происходит, так как сегодня более 75% (а в 2020г. эта сумма составит 1 триллион 125 миллионов рублей) средств, выделяемых на закупку лекарств и медицинской техники  здравоохранению, идёт на инвестирование в развитие зарубежных компаний. В 2013 году объём отечественного производства лекарственных средств составил 190 млрд. рублей, медицинских изделий – 40 млрд. рублей. Существующие мощности задействованы на 50-60 (%). Причин в сложившейся  ситуации много, как объективных (высокая конкуренция со стороны ведущих западных компаний, обладающих огромными средствами – на нашем рынке сегодня работает более 1000 фирм), так и  субъективных (недооценка экономической и медицинской роли фарминдустрии и индустрии медицинской техники органами власти, отвечающих за развитие экономики страны). Очевидно, что  переориентация здравоохранения на продукцию отечественного производства даст значительный экономический эффект и  позволит дополнительно сэкономить десятки миллиардов рублей за счет снижения затрат на закупки медицинской продукции, увеличить  налоговые поступления. Необходимо по настоящему уделить внимание реализации стратегии развития фармацевтической и медицинской промышленности, задействовать весь  имеющейся в России потенциал.  Сделать это надо в кратчайшие сроки, так как несмотря на принимаемые до сих пор меры, рост  импорта лекарств и медицинских изделий в два раза превышает рост их производства.

4.                Основными проблемами, мешающими более успешному развитию фармацевтической и медицинской промышленности являются вопросы нормативно-правового  регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, существующие процедуры их регистрации и система продвижения на рынок, не всегда оправданная ориентация здравоохранения на импортную продукцию, а также отсутствие координации действий федеральных органов власти регулирующих развитие отрасли. Становится правилом, что продукция отечественного производства, несмотря на современное качество с трудом пробивается на российский рынок. Наличие качественных российских аналогов не останавливает рост закупок продукции импортного производства. Часто предложения по регулированию отрасли, выработанные по поручению Правительства Российской Федерации тонут в межведомственном согласовании.

5.                В 2014 и 2015 годах заканчиваются клинические испытания  и будут зарегистрированы сотни новых лекарственных средств и медицинских изделий. Для внедрения их в медицинскую практику потребуются ввод дополнительных производственных мощностей, создание которых потребует предоставление конкурентоспособных кредитов на сумму более 50 млрд. рублей. Условия, на которых сегодня кредитуется промышленность, не позволяют получать рентабельную продукцию. Необходимо в срочном порядке принимать Федеральный закон «О промышленной политике».

6.                В ближайшие шесть лет в соответствии со стратегиями развития фармацевтической и медицинской промышленности предстоит увеличить объём производства лекарственных средств и медицинских изделий в 4-5 раз. Поставленная цель может быть достигнута как при условии совершенствования нормативно-правового регулирования обращения медицинской продукции, так и при введении действенных мер экономического стимулирования отрасли, предусматривающего предоставление налоговых льгот, государственное управление внутренним спросом, поддержку экспорта продукции, изменение таможенно-тарифного и нетарифного регулирования обращения медицинской продукции, стимулирование локализации, в том числе и принятие Постановления Правительства РФ по ограничению импортных закупок медицинской продукции для государственных и муниципальных нужд. Данные ограничения являются общемировой практикой, касаются только лекарств и изделий удовлетворяющих требованиям здравоохранения по качеству и эффективности, будут способствовать структурному улучшению конкурентной среды отечественных игроков и зарубежных компаний, локализующих производства в России, повысят заинтересованность ведущих компаний мира в локализации своих технологий в России, увеличит долю продукции отечественного производства на рынке, улучшит экономику здравоохранения и страны в целом, снизит поступление в Россию, некачественной продукции, увеличит доступность и качество медицинской помощи и послужит наиболее эффективным инструментом поддержки отечественной медицинской промышленности.

 

Участник совещания постановляют:

 

1.     Рекомендовать Минпромторгу России:

- Совместно с Минэкономразвития России разработать меры экономического стимулирования производства лекарственных средств и медицинских изделий и создание  мощностей на потребности здравоохранения в жизненно-необходимой и важнейшей медицинской продукции, предусмотрев в них отмену налога на прибыль, снижение налоговой ставки налога на имущество организаций, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку технологического оборудования, сырья и материалов для производства продукции и кредитам, затраченным на осуществление её экспорта,  повышение таможенных пошлин до уровня связывания ВТО на готовую продукцию производимую в России и снижение их на комплектующие, сырьё и субстанции, не производимые в России, кредитование инновационных проектов по конкурентоспособным ставкам (5-6% годовых на срок до 10 лет).

- Ускорить представление в Правительство Российской Федерации Постановления «Об ограничении закупок медицинской продукции, происходящей из иностранных государств, для государственных и муниципальных нужд.

- Представить в Правительство Российской Федерации, разработанный межведомственной рабочей группой, проект Федерального закона «Об обращении медицинских изделий».

2. Рекомендовать Минздраву России:

     - Рассмотреть в августе 2014 г. на Координационном совете  в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, совместно с Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности вопросы совершенствования систем регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, а также меры по повышению квалификации специалистов ЛПУ занимающихся эксплуатацией  и техническим обслуживанием медицинской технике.

     - Разработать регламент взаимодействия экспертов ФГБУ НЦЭСМП с разработчиками российских инновационных лекарств в ходе их исследований и регистрации.

      - Совместно с ФАС России разработать положения обязывающие заказчика при государственных закупках не допускать включение в лоты «блокирующих» позиций (специфические, которые есть только у одного производителя), а также позиций с большой и разнонаправленной номенклатуры изделий.

      - Совместно с ФАС России и Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности разработать положение о взаимозаменяемости медицинских изделий.

3. Союзу ассоциаций и предприятий медицинской промышленности создать рабочие группы для сопровождения прохождения в Государственной думе проектов Федеральных законов «О внесении поправок в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и «Об обращении медицинских изделий».

4. Просить Правительство Российской Федерации:

  - Ускорить принятие Постановления «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации №1416 от 27.12.2012г. «Правила регистрации медицинских изделий» и Федеральный закон «О промышленной политике».